Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Продлевать будете или нет? Перспективы мира без ДСНВ
Эксклюзив

Продлевать будете или нет? Перспективы мира без ДСНВ

78


Новая гонка вооружений


5 февраля 2026 года «без объявления войны» перестал существовать договор СНВ-3 или соглашение о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Две крупнейшие в мире ядерные державы, способные уничтожить планету несколько раз (вместе с Луной), могут беспрепятственно разгонять свои ядерные арсеналы. Могут, но не обязаны.
Тем не менее политики, а с ними и генералы должны исходить из самых пессимистичных сценариев развития событий. На то они политики и генералы – им за это деньги платят. А ситуация очень неоднозначная. Приказавший долго жить СНВ-3 фактически обнуляет все варианты контроля Соединенных Штатов и России за ядерными арсеналами друг друга. Договор устанавливал четкие лимиты: не более 700 развернутых стратегических носителей (межконтинентальные баллистические ракеты, подводные лодки и бомбардировщики), 1550 боезарядов и 800 пусковых установок в развернутом и неразвернутом состоянии.
Ключевым элементом была система верификации: за годы действия стороны обменялись более 25 тысячами уведомлений о перемещениях, производстве и ликвидации оружия, а также провели 328 инспекций на объектах. Если нет контроля, то нет и доверия. В дефиците доверия повышается тревожность, которая ведет за собой превентивные меры. Например, американцы могут поставить на боевое дежурство несколько десятков новых боеголовок. Точнее, не новых, а снятых со складов хранения. Или увеличить количество боеголовок в ракетах, которые уже располагаются в шахтах. Это уже дисбаланс, создающий иллюзию некого превосходства над противником.
Соблазн нанести первый обезоруживающий удар может появиться не только из-за осознания собственного преимущества, но и от опасения чрезмерного роста количества ядерных боеголовок в России. Ситуация становится не просто шаткой, а близкой к катастрофе. Часы Судного дня (если на них кто-то еще внимание обращает) через полгода-год переведут на 23:59. В конце января 2026 года стрелки в очередной раз подвинули, и теперь до полуночи осталось всего 85 секунд. С 1947 года такое наблюдается впервые, но не стоит слишком драматизировать — это всего лишь мнение группы ученых-ядерщиков, одержимых идеями пацифизма. Ирония в том, что отцами-основателями часов Судного дня были авторы американской ядерной бомбы.

Понятно, что главным маркером для перевода стрелок циферблата являются взаимоотношения России и Соединенных Штатов. При этом Кремль демонстрирует готовность к диалогу. Осенью 2025 года Владимир Путин предложил временное продление лимитов на год — до февраля 2027 года — для подготовки нового соглашения. Это было жестом доброй воли, подчеркивающим готовность к диалогу на равноправной основе, с учетом потенциалов союзников США — Франции и Великобритании. Однако администрация Дональда Трампа проигнорировала инициативу. В январе 2026 года Трамп заявил: «Если срок истечет, значит, истечет».
Позже Дональд отверг предложение Путина, настаивая на «новом, улучшенном и модернизированном договоре», который мог бы длиться десятилетиями. 4 февраля МИД России объявил, что обязательства больше не связывают стороны, но Москва будет действовать ответственно и взвешенно, анализируя политику США. Россия в рамках возможного нового договора требует включение арсеналов Франции и Великобритании в текст соглашения. Это справедливо – страны являются вассалами Вашингтона и могут без ограничений наращивать количество и качество своих боеголовок. В этом им помогут США, а близкое расположение к России заметно сокращает подлетное время баллистических ракет.

Игры «гегемона»


Американцы тоже готовы продлевать СНВ-3. Только вот список их обновления заставляет задуматься о целесообразности. Дональд Трамп призывает включить в соглашение арсеналы Китая. То есть договор превращается не в двух-, а в трехсторонний. Требования Кремля относительно ядерных арсеналов Франции и Великобритании справедливы – эти страны в крепком военно-политическом союзе. Если по какой-нибудь причине из России прилетит Америке, то французы и британцы обязаны будут вступить в мировую войну. По крайней мере, на бумаге это так.
Но требования Трампа включить арсеналы Китая в договор совсем безосновательны. Между Москвой и Пекином нет никаких обязательств о совместной безопасности. Нападение на Китай не означает автоматическое нападение на Россию. Поэтому и рассматривать ядерные арсеналы двух стран в совокупности нет никакого резона. Си Цзиньпин никогда в добром здравии не пойдет на такой шаг – у него всего 600 боеголовок, и любые ограничения поставят Китай в невыгодное положение. Вот когда арсеналы сравняются, тогда и можно будет говорить по существу. Случится это не ранее 2035 года и только при условии сохранения нынешнего паритета в системе США-Россия.

Сложности возникают с требованиями США относительно российского тактического ядерного оружия. С какой стати Кремль должен его пересчитывать на публике и включать в новый СНВ? Да, определенное преимущество в количестве боезарядов у России имеется, но они никак не угрожают территории США. На то они и тактические, чтобы боялись его враги поближе. Господа американцы, не размещайте военные базы в Европе, и вам не будет угрожать ТЯО из России. Поэтому с этим требованием Белый дом может идти подальше.
Это не единственные проблемы окончания срока СНВ-3. Когда мир остался без ограничений на рост ядерных потенциалов, третьи страны могут подумать, что им тоже можно. Уровень технологий позволяет это сделать вполне оперативно Южной Корее, Японии, Саудовской Аравии и Бразилии. Сложнее будет Турции и ЮАР, но они справятся за пару-тройку лет.
Есть такой термин — «ядерная латентность». Это когда страна способна настолько быстро соорудить собственную ядерную бомбу, что мировое сообщество просто не успеет отреагировать. Иран пытаются прижать за попытки получить бомбу, но на остальных времени и сил может не хватить. Японцы в этом смысле самые-самые. У Токио и плутония достаточно, и ракетные технологии вполне развитые. На несколько месяцев построят кучу центрифуг и вспомнят о своем «славном» милитаристском прошлом.
Чуть больше времени требуется Сеулу. С атомной энергетикой они давно в отношениях, а баллистические ракеты серии Hyunmoo вполне боеспособны. Беспокойный северный сосед придает уверенности в правильности выбранного пути. Бразилия в свое время отказалась от разработки ядерного оружия буквально в паре шагов от успеха. Но наработки никто не уничтожил, поэтому бразильская бомба потенциально появится в течение года. Только вот с кем им там воевать в Южной Америке? Разве что защищаться от агрессии Соединенных Штатов, которую Вашингтон оправдывает «доктриной Монро».

Стабильность в последние годы стало немодным словом. Расшатывание сложившихся законов и порядков стало чем-то вроде игры с огнем. Запад, как неразумный ребенок, проверяет на прочность сук, на котором сидит. Либо у иностранцев закончились люди, способные напомнить об ужасах мировых войн, либо уровень компетенций власть предержащих окончательно скатился в яму. Мир становится все более непредсказуемым. Надо в скорейшем времени ставить все на свои места и договариваться о правилах мировых игр на годы вперед. Иначе подписывать новые договоры будет просто некому.
  • Евгений Федоров
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт nrus.info вы принимаете политику конфидициальности.
ОК