Польша заявила, что снабжать Украину американским газом больше не сможет

Подписанное в прошлом месяце соглашение о поставке на Украину шести-восьми миллионов кубометров американского газа в год не сможет действовать как минимум до 2025 года.
Как признают аналитики польской консалтинговой компании ESPERIS в докладе «Американский СПГ для Украины, у Польши просто не хватает для этого транспортных и регазификационных мощностей.
Что на самом деле кроется за мартовской украинско-американской сделкой — в материале РИА Новости.
Альтернативы нет
«Хотя официально прекратила импорт российского сырья в ноябре 2015 года, это не означает полную независимость страны от природного газа, добываемого в России, так как он импортируется обратно из ЕС, — указывают авторы доклада.
С 2016-го газ поступал из Словакии (в среднем 8,7 миллиарда кубометров в год), Венгрии (2,7 миллиарда) и Польши (1,1 миллиарда).
«Природный газ, получаемый Украиной от европейских компаний, таких как DXT, RWE или PGNiG, — фактически российский, — продолжают аналитики.
— Таким образом, окончательной энергетической независимости можно добиться только созданием нового источника поставок, например транзита через Польшу американского сырья.
Как отмечают польские эксперты, «росту производства СПГ в США способствует формальная и неформальная государственная поддержка, в том числе и дипломатическая, что в полной мере относится к возможным поставкам на Украину.
После того как Киев подписал с Вашингтоном соглашение, замглавы Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины Константин Чижик заявил о «беспрецедентном полномасштабном проекте, который усилит энергетическую независимость европейских стран от России.
Конечная цель — создание украинского газового хаба для перепродажи американского СПГ в Европу.
Узкое место
Проблема в том, что у Украины нет собственных средств регазификации СПГ. В Киеве несколько лет обсуждали строительство СПГ-терминала в Одессе или Очакове, но этот проект, считают авторы доклада, выглядит «совсем мертвым.
Польским аналитикам не кажется перспективным и вариант с румынскими СПГ-терминалами, в том числе из-за нежелания Турции пропускать танкеры-газовозы через Босфор. А СПГ-терминал Крк, строящийся в Хорватии, невыгоден из-за транзитных сборов и транспортных расходов.
Остается только регазификационный терминал Свиноуйсьце в Польше. Однако его мощностей для Киева недостаточно.
«Сейчас емкость — пять миллиардов кубометров, и сто процентов этих объемов забронировала польская государственная компания PGNiG. К концу 2021-го мощности Свиноуйсьце повысят до 7,5 миллиарда кубометров в год, но их, вероятно, также займет PGNiG, — полагают в ESPERIS.
В итоге у Украины появится возможность импортировать американский СПГ не раньше 2025 года, когда поляки планируют запустить плавучий регазификационный терминал в Гданьске мощностью до 8,2 миллиарда кубов.
«Есть и еще одна проблема. Физические потоки газа из Польши на Украину ограничены двумя миллиардами кубометров в год, — добавляют польские эксперты. — Расширение до 6,6 миллиарда возможно, но требует инвестиций с польской стороны.
Варшава выступает за строительство нового интерконнектора (трубопровода-соединителя) между газотранспортными системами Польши и Украины. «Однако этот проект требует больших затрат от Киева и поэтому остается замороженным, — констатируют авторы доклада.
«С учетом недостаточных возможностей регазификации в Польше и низкой пропускной способности польско-украинского газопровода, сколь-либо существенные поставки газа в ближайшем будущем маловероятны, — делают вывод аналитики.
Чьи вы, хлопцы, будете
Все это было очевидно задолго до мартовского соглашения между Киевом и Вашингтоном. Возникает резонные вопрос: какой в нем смысл?
Ответ дал замглавы Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины Константин Чижик, когда сообщил, что фактическое управление «украинским газовым хабом, то есть газовыми хранилищами, передается американской компании Louisiana Natural Gas Exports, Inc.
« располагает одной из крупнейших в мире подземных систем хранения газа (ПХГ), сосредоточенной на границах ЕС, — отмечают в ESPERIS. — В стране 12 хранилищ, в которых поместится три миллиарда кубометров, то есть восемь процентов ежегодной потребности Европы в голубом топливе.
Это открывает возможность маневрирования — закачивать газ в ПХГ в период низкого спроса и выводить на рынок, когда цены вырастут. «В результате ценовая конкурентоспособность американского СПГ повышается, — указывают польские аналитики.
Другими словами, поставки СПГ из США в Европу рентабельны только в период ценовых скачков, которых нужно ждать. Поэтому Вашингтон и стремится взять украинские ПХГ под контроль.
Примечательно, что в качестве партнера для Украины американцы выставили предельно непрозрачную компанию. Louisiana Natural Gas Exports, которой Чижик передает в управление газохранилища, создана менее двух лет назад в американском «внутреннем офшоре — штате Делавэр.
Ее руководитель Марсден Миллер до 2018-го возглавлял одно из отделений небольшой фирмы Miller Thomson and Partners, специализирующейся на скупке газовых активов. Соглашение о газовом хабе на Украине — первая международная сделка Louisiana Natural Gas Exports.
Судя по базе данных OpenCorporates, компанией Louisiana Natural Gas Exports, как и Miller Thomson and Partners, управляет сервисная Capitol Services, Inc. Так что истинных инициаторов «большого геополитического проекта установить практически невозможно.
Впрочем, можно не сомневаться, что заинтересованным чиновникам в Киеве хорошо известно, кто на самом деле стоит за Louisiana Natural Gas Exports. Но делиться этой информацией с согражданами они почему-то не хотят.
Максим Рубченко
Обсудим?
Смотрите также: