Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Археологи нашли первую красную краску, сделанную из растений
Эксклюзив

Археологи нашли первую красную краску, сделанную из растений

0




Ярко-красная вспышка привлекла внимание Лорана Дэвина. Он рассматривал множество бус из ракушек возрастом 15 000 лет и других артефактов, которые еще до Второй мировой войны выставлялись в витрине Иерусалимского археологического музея Рокфеллера. Многие люди их видели, но Дэвина поразила эта деталь. «Если вы посмотрите на это, это похоже на кровь, действительно ярко-красного цвета, — говорит он, — «и мне пришлось задаться вопросом: «Что это за цвет?

 

Бесчисленные доисторические артефакты окрашены в красный цвет охрой, минеральным продуктом, который был первой в мире красной краской, но что-то заставило этот оттенок выглядеть совсем по-другому, и Дэвин решил выяснить, что это такое.

 

Анализ с помощью высокотехнологичных методов спектроскопии выявил новый источник подозрений Дэвина. Бусины, первоначально найденные в пещере Кебара на израильской горе Кармель, являются старейшим известным примером использования людьми растений для производства красного пигмента. Согласно новому исследованию, опубликованному PLOS One, ярко-красный цвет, украшающий их, был получен из корней растений Rubiaceae, широко известных как семейство мареновых.

 

Создатели этой 15-тысячелетней краски были представителями натуфийской культуры. Они были первыми охотниками-собирателями, которые начали вести более оседлый образ жизни по всему Леванту, на территории нынешнего Израиля, Иордании, Ливана, Сирии и палестинских территорий. Прежде чем одомашнить их, они использовали дикие растения не только в пищу, включая переработку их для производства пигментов. Декоративное использование этих органических красителей может быть примером растущей потребности в самовыражении, поскольку человеческое общество постепенно менялось на протяжении веков. «Вы пытаетесь взглянуть на окружающую среду по-другому, и у вас есть время взглянуть на нее по-другому, поэтому, вероятно, в течение длительного периода времени они смотрели на такие вещи, как растения и животные, по-другому и многому научились, — говорит Дэвин, археолог из Еврейского университетеа в Иерусалиме и лаборатории доисторических технологий Французского национального центра научных исследований.

 

Бусины из ракушек произошли из Средиземного моря — некоторые из них всего в 10 милях от горы Кармель, а некоторые из гораздо более дальних мест в Красном море, примерно в 250 милях от них. Но многие бусины из пещеры Кебара теперь находятся еще дальше. Британские археологи впервые провели раскопки на этом месте в 1930-х годах и отправили множество артефактов в музейные коллекции по всему миру.

 

Ранее самые ранние известные образцы красного пигмента растительного происхождения появились около 6000 лет назад. Но люди – и наши родственники – уже давно выражают себя с помощью красного цвета, который, по-видимому, оказывает психологическое воздействие на человеческий разум. Наши предки производили пигменты из горных пород и минералов, таких как оксид железа (который содержится в красной охре), и использовали их для окраски всего, от камней и костей до стен пещер. Впервые их использование было зарегистрировано в Африке еще 500 000 лет назад. Зубные и костные украшения из ракушек в пещере Кебара также были окрашены охрой. В пещере были найдены его блоки, а также украшенные охрой артефакты, такие как бусы и погребальные ткани, что дает понять, что этот старый цвет все еще широко использовался.

 

Но натуфийская культура, возможно, использовала новый красный цвет растительного происхождения, чтобы привлечь внимание. Какие сообщения или значения могло передавать декоративное использование ярко-красного пигмента, потеряно во времени. Но способы творческого самовыражения натуфийцев представляют собой явный сдвиг по сравнению с более старыми культурами региона, говорит Дэвин. Он объясняет, что там, где на старых стоянках можно найти несколько сотен бус, на натуфийских стоянках их много тысяч, выполненных из самых разных материалов — костей, зубов, ракушек, глины и даже перьев. «Вероятно, это означает, что их потребность выразить свою идентичность действительно отличается от предыдущих периодов, — говорит он. «Вероятно, они хотели добавить что-то еще, другое послание, другое значение, и, вероятно, использование органического красного пигмента является частью этого.

 

Дэвин и его коллеги выяснили растительное происхождение пигмента, проведя несколько анализов. Расширенные исследования сканирования не выявили в пигменте железа, что исключило источник охры, но выявило высокое содержание углерода, что вместо этого указывает на органическое происхождение. Чтобы точно определить, что это было, команда затем использовала рамановскую спектроскопию, химический анализ, который наблюдает за тем, как вещество рассеивает свет, чтобы охарактеризовать его молекулярный состав. Картины рамановской спектроскопии, полученные красителем, были одинаковыми для всех десяти шариков, и среди возможных видов-кандидатов они наиболее точно соответствовали сигнатурам соединений, выделенных из корней растений семейства Rubiaceae, которые, как уже известно из доисторического анализа пыльцы, росли на горе Кармель в конце плейстоцена.

 

Точный рецепт производства пигмента натуфийцами неизвестен, и Дэвин и его команда надеются попробовать свои силы в воспроизведении подобных веществ с помощью древних методов. Они предполагают, что натуфийцы выкапывали растения, очищали и сушили их корни, измельчали их и кипятили в воде, чтобы растворить краситель, который затем подвергался ферментации.

 

Использование марены было очень удачным выбором, который часто повторялся в истории из-за выдающегося цвета, который дают ее корни. Красные пигменты, изготовленные из марены, были найдены в гробнице Тутанхамона, на Туринской плащанице и на картинах Винсента Ван Гога. Этот красный цвет был популярен до тех пор, пока в 19 веке органика не была заменена синтетическими пигментами.

 

Переход от образа жизни охотников-собирателей к оседлому земледелию не был внезапным изменением, а длительным и постепенным процессом, который начался с более интенсивного сбора растений еще 23 000 лет назад. Дикие растения также эксплуатировались и культивировались на протяжении тысячелетий, прежде чем они стали полностью одомашненными и, таким образом, стали зависеть от человека. Производство пигментов — еще один пример того, как в этот период изменились и стали более переплетенными отношения между людьми и растениями.

 

Собиратели натуфийской культуры, жившие между 11 650 и 15 000 лет назад, находились на поздних стадиях образа жизни охотников-собирателей и активно собирали дикорастущие злаковые растения в пищу. Предыдущие исследования показали, что охотники-собиратели и ранние земледельцы также использовали растения в качестве основного источника для изготовления одежды, корзин, веревок и украшений. Некоторые из самых ранних сортов растений, например, лен, вероятно, использовались в основном для изготовления одежды. Хотя использование растений в непищевых целях, вероятно, было широко распространено, убедительных доказательств этого остается относительно мало. Растительные продукты и органические материалы просто не выдержали испытания временем и исчезли спустя многие тысячи лет.

 

«Люди не просто охотились на животных и ели сырое мясо. Они действительно уже очень хорошо знали, на что способны растения и для чего их можно использовать, — говорит Тобиас Рихтер, археолог из Копенгагенского университета, не принимавший участия в новом исследовании. Рихтер считает, что мы, вероятно, недооцениваем знания людей каменного века о том, как использовать ландшафт. «Я думаю, что эти люди были абсолютными экспертами в том, что делать с растениями, — говорит он.

 

Сотни артефактов из пещеры Кебара, в том числе костяные подвески, зубы, бусы и многое другое, были отправлены в музеи Великобритании и Северной Америки. Почти все из них, как и артефакты из многих других мест, никогда не анализировались на предмет того, какие типы пигментов и красителей растительного или животного происхождения они могут содержать. Использование таких методов для изучения их происхождения могло бы раскрыть гораздо больше информации о ранних отношениях между людьми и другими видами.

 

Дэвин также надеется, что будущие исследования прольют дополнительный свет на вопрос одомашнивания растений. Инструменты из пещеры Кебара могут содержать остатки перерабатывающих предприятий, и эти остатки могут дать генетический материал. Имея достаточное количество образцов, ученые могли бы проанализировать древний геном и сравнить его с современными растениями, чтобы проследить историю одомашнивания марены. Помимо давней роли этих видов в качестве источника пигмента, их стебли и листья до сих пор ценятся в регионе, в том числе в соседней Иордании, за их антиоксидантные, антибактериальные и даже афродизиакальные свойства.

 

Для Рихтера пигменты растительного происхождения являются еще одним ярким примером того, как люди использовали свое воображение для исследования доступных им ресурсов, а затем творчески использовали эти ресурсы для разработки своих собственных украшений и ритуалов.

 

«Я думаю, что мы склонны представлять прошлое каменного века мрачным, суровым и трудным для выживания, — говорит он. «Но это также было намного более красочно и намного более разнообразно, чем я думаю, мы часто думаем об этом.


 
 


 


 


 
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт nrus.info вы принимаете политику конфидициальности.
ОК