Сирия и Ливия — жертвы бойкота: почему страны ЛАГ обсудят экономику и социальное развитие без них

Грядущий саммит Лиги арабских государств, который состоится в конце недели в Бейруте, пройдет, как стало недавно известно, без Ливии и Сирии. Источник в ливанском МИД сообщил в комментарии агентству РИА Новости, что в ходе многосторонней встречи будут рассматриваться вопросы экономики и социального развития всего региона. Тема САР и ее возможного восстановления в составе организации не входит в повестку саммита. В причинах этого разбиралось Федеральное агентство новостей (ФАН).
«Нет ничего, что будет касаться Сирии напрямую и что, с другой стороны, может обсуждаться без нее. Это общая арабская конференция. На консультациях, которые запланированы до переговоров лидеров государств на уровне министерств и постпредов, могут быть затронуты проблемы, не включенные в повестку мероприятия, однако мы, конечно, не располагаем данными о том, какие именно, — пояснили во внешнеполитическом ведомстве Ливана.

То, будет ли приглашен лидер САР Башар Асад, было основной интригой предстоящего саммита. Глава министерства иностранных дел Египта Самех Шукри заявил, что Дамаск прежде должен сделать еще ряд шагов по пути политического урегулирования ситуации в своей стране для дальнейшего возвращения в ЛАГ. Между тем представители многих других ближневосточных государств, а также арабский парламент ранее высказывались за восстановление членства Сирии.
Спикер парламента Ливана Набих Берри в начале текущего месяца выразил уверенность, что грядущий саммит будет неэффективен без участия САР. В связи с этим он внес предложение перенести мероприятие на момент, когда бойкотирование Дамаска прекратится. Оно, однако, было отклонено руководством ЛАГ, которое вообще пока официально не признает начало работы многих стран региона по постепенному возвращению Сирии в Лигу.
«Решение о заморозке членства Сирии в ЛАГ можно считать недействительным, оно незаконное, и сейчас многие арабские государства начали от него отходить. В том числе ОАЭ, которые снова открыли свое посольство в Дамаске. До этого официальный визит в САР нанес президент Судана Омар Аль-Башир. Другие страны теперь тоже предпринимают аналогичные меры, — заметил Берри.

Тем не менее, несмотря на все это, Асад так и не получил приглашения на саммит в Бейруте. С чем это связано? По мнению доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, здесь не обошлось без участия некоторых монархий Персидского залива, которые все еще не готовы смириться с сохранением нынешнего легитимного правительства Сирии.
«Тут, скорее всего, сыграли свою роль те страны, которые имеют наибольшее влияние в Лиге арабских государств. Сейчас это, например, Саудовская Аравия. Хотя представитель Ливана в своем заявлении выразил вполне правомерные и справедливые мысли: конечно, было бы логичнее проводить грядущее заседание организации уже после возвращения САР в состав ЛАГ. Я напомню, что Сирия — это одна из стран, которая принимала самое активное участие в создании этого союза. Все больше стран региона в последнее время высказываются за немедленное устранение несправедливости, однако этого, к сожалению, пока не произошло, — сказал эксперт.

Хотя этот процесс оказался не таким стремительным, как можно было рассчитывать после приветливых по отношению к Дамаску высказываний многих арабских государств, возвращение в состав ЛАГ все равно, безусловно, произойдет в скором будущем. Для этого Сирии достаточно продолжать идти по пути мирного строительства, и вскоре у противников восстановления членства САР в Лиге попросту не останется выбора, уверен востоковед.
«Перспективы скорого аннулирования этого несправедливого решения об исключении Дамаска все равно есть, и они довольно серьезные. Тут будет играть важную роль продвижение политического процесса и дальнейший ход налаживания мирной жизни в Сирии. Окончательная стабилизация обстановки в стране, безусловно, вынудит некоторые страны Персидского залива, вкладывавшиеся в свержение Асада, все же изменить позицию, — подытожил Борис Долгов.
Обсудим?
Смотрите также: